Главная » Юристу » Уплата налогов

Уплата налогов

У Банка ЦБ РФ отозвал лицензию. Р/с не был закрыт. Как уплатить налоги? Нужно ли уведомить налоговый орган об создавшийся ситуации?

Ответ:

Позиция организации, согласно которой обязанность по уплате налогов является исполненной в случае заключения с банком договора банковского счета с открытием расчетного счета данной организации, представившей платежные поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налогов в данный банк, у которого впоследствии приказом Банка России была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, правомерна.

 

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 845 Гражданского кодекса РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В п. 4 ст. 45 НК РФ указано, что обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях: отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации; отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации; возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику – физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации; неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

В соответствии с п. 1 ст. 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Пунктом 3.1 ст. 60 НК РФ установлено, что при невозможности исполнения поручения налогоплательщика или поручения налогового органа в срок, установленный НК РФ, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Банка России, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного НК РФ срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности” Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

В рассматриваемой ситуации банк не смог перечислить денежные средства в бюджет в связи с отзывом лицензии.

Из вышеизложенных норм следует, что организация выполнила свою обязанность по уплате налогов, предъявив в банк платежные поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств.

Следовательно, в том, что у банка была отозвана лицензия, в связи с чем он не перечислил денежные средства в бюджет, отсутствует вина организации.

Таким образом, отказ налогового органа в просьбе признать обязанность по уплате налогов исполненной является необоснованным.

Банк не обязан возвращать неисполненное поручение налогоплательщику в данном случае.

Тоже самое касается и взносов во внебюджетные фонты: В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, в частности, со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

На основании данной нормы в случае, когда суммы страховых взносов списаны банком со счета плательщика страховых взносов, но не перечислены в бюджеты государственных внебюджетных фондов в связи с отзывом у банка лицензии на осуществление банковских операций, обязанность плательщика по уплате страховых взносов следует считать исполненной со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств.

 

Что касается уплаты:

В соответствии со статьей 60 Налогового кодекса, банки обязаны исполнять поручение фирмы на перечисление налогов в бюджет государства. Кредитная организация должна отправить деньги в течение одного операционного дня, следующего за днем получения платежного документа. Если у компании на счете есть средства, то банк не вправе задерживать исполнение поручений на перечисление налогов. Иначе фирма может потребовать возврата неперечисленной суммы и выплаты пеней (ст. 46, 47 НК РФ).

ФНС может принять сторону компании и взыскать сумму налога с кредитной организации. Однако в рассмотренном случае контролерам это вряд ли удастся. Ведь у банка отобрали лицензию на осуществление расчетных операций, и он находится на стадии ликвидации или банкротства. В сложившейся ситуации инспекторам гораздо проще и удобнее взыскать недоимку с фирмы, чем безрезультатно пытаться получить деньги у подобного банка. Поэтому контролеры, скорее всего, будут требовать от предприятия повторного перечисления средств в казну.

«Фирме не следует бездействовать…»

Признать обязанность по уплате налога исполненной организацией не так просто. Инспекторы всеми способами постараются доказать недобросовестность фирмы и заставить ее повторно перечислить налоги в бюджет. Такую возможность им предоставил Конституционный Суд своим постановлением от 12 октября 1998 г. № 24-П и определением от 25 июля 2001 г. № 138-О. Согласно этим документам, фирма не отвечает за третьих лиц, задействованных в процессе уплаты налогов в бюджет. Однако, по мнению Конституционного Суда, данная гарантия не распространяется на недобросовестные организации.

Если компания полностью уверена в своей правоте, то ей необходимо обращаться в суд.

Хотя доказывать в рассмотренной ситуации недобросовестность фирмы придется инспекции, организация не должна вести себя пассивно. Зная примерные действия контролеров, она может выстроить свою линию защиты. Прежде всего компании желательно провести сверку расчетов с бюджетом. Также можно:

· рассмотреть свою практику использования банковских счетов;

· определить, имелись ли на дату уплаты налогов достаточные денежные средства на счетах в других банках;

· проверить, когда был открыт счет, с которого были уплачены налоги, и используется ли он исключительно для перечислений такого характера.

В рассматриваемом деле любая мелочь может иметь большое значение. В том числе не лишним будет выяснить, какой репутацией на рынке обладает та или иная кредитная организация. Кроме того, наличие одного из признаков недобросовестности вовсе не свидетельствует о том, что компания действительно непорядочная. Как правило, суд в совокупности рассматривает все факты, предоставленные ему сторонами.

 

«Компании лучше поспорить с контролерами…»

Нельзя забывать, что в сфере налоговых правоотношений действует презумпция добросовестности предпринимателя. Поэтому считается, что компания исполнила свою обязанность по уплате налогов добросовестно, до тех пор пока инспекция не докажет обратное (постановление Президиума ВАС РФ от 18 июня 2002 г. № 7374/01).

В случае если у компании в банке «завис» налоговый платеж, она вовсе не обязана повторно перечислять эти суммы в бюджет. В данной ситуации обосновать непорядочность действий организации придется ФНС (определение Конституционного Суда РФ от 25 июля 2001 г. № 138-О). Для того чтобы это сделать, контролерам необходимо выяснить, знала ли фирма о финансовой неустойчивости банка в момент перечисления средств (постановление Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2002 г. № 11259/02). Если компания владела такой информацией, то инспекторы посчитают организацию недобросовестной (постановление Президиума ВАС РФ от 22 октября 2002 г. № 9448/01). Однако это не единственный признак, который может насторожить контролеров. Существует множество обстоятельств, которые, по мнению чиновников, свидетельствуют о непорядочности организации. Вот некоторые из них:

· наличие в средствах массовой информации многочисленных публикаций о финансовой нестабильности банка;

· перечисление компанией налогов до наступления сроков их уплаты;

· закрытие фирмой расчетного счета в банке сразу же после осуществления налоговых платежей;

· наличие у компании расчетных счетов в других кредитных учреждениях;

· извещение предприятием своих контрагентов о том, чтобы они осуществляли расчеты через другие банки.

В совокупности данные обстоятельства могут помешать фирме выиграть судебный процесс (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 августа 2006 г. по делу № А29-12985/2005а).

Однако, как правило, наиболее эффективным способом защиты финансовых интересов все же является судебный спор с налоговой инспекцией. Дело в том, что, да-же если компания выиграет дело у проблемного банка, решение суда, обязывающее кредитную организацию вернуть фирме средства, может остаться только на бумаге – у должника, скорее всего, не окажется денег и имущества, которые можно взыскать. Если же фирма будет судиться с контролерами, то в случае победы она сможет ощутить реальный экономический результат своих усилий – инспекция зачтет компании уплаченную сумму налога.

Практика показывает, что организациям удается выигрывать в спорах с ФНС в случаях, если налоги были перечислены через проблемные банки (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29 марта 2006 г. по делу № Ф03-А73/06-2/496).

Резюме:

Таким образом: вашей вины в не перечисление денежных средств в бюджет по налогам и сборам нет, при условии что Вами было выставлено поручение об уплате налогов в бюджет.