Главная » Юристу » Реклама алкогольной продукции

Реклама алкогольной продукции

Ваш вопрос:
Вышел запрет на рекламу алкоголя. Правда, что рекламировать алкогольную продукцию можно только в местах продаж?

Ответ:
С 01.01.2013 реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции допускается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции. Однако указанная норма, устанавливающая требования к местам распространения рекламы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции, является дополнительной по отношению к нормам части 2 статьи 21 Федерального закона “О рекламе”, устанавливающим общие требования, предъявляемые к местам распространения рекламы любой алкогольной продукции.
Соответственно, с 01.01.2013 реклама любой алкогольной продукции, включая алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции, не может размещаться в периодических печатных изданиях, в том числе если данные печатные издания распространяются исключительно в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 21 Федерального закона “О рекламе” реклама алкогольной продукции не должна размещаться на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
Таким образом, реклама алкогольной продукции не допускается на территории вокзалов, аэропортов, за исключением рекламы, размещаемой внутри тех территорий, на которых допускается реализация алкогольной продукции в соответствии с выданной лицензией (территории магазинов алкогольной продукции, заведений общественного питания, имеющих лицензию на реализацию алкогольной продукции), в том числе так называемых зон “дьюти-фри”. Однако такая реклама должна быть размещена таким образом, чтобы быть направленной на потребителей, находящихся внутри данных территорий. В случае размещения рекламы алкогольной продукции на внешних стенах (по внешнему периметру) таких территорий для целей восприятия ее потребителями, находящимися вне указанных территорий, такая реклама нарушает положения пункта 4 части 2 статьи 21 Федерального закона “О рекламе”.

Статья 21. Реклама алкогольной продукции

1. Реклама алкогольной продукции не должна:
1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;
3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;
5) обращаться к несовершеннолетним;
6) использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
(п. 6 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
2. Реклама алкогольной продукции не должна размещаться:
1) в периодических печатных изданиях;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 20.07.2012 N 119-ФЗ)
2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;
3) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видео обслуживании;
4) на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений;
8) в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
(п. 8 введен Федеральным законом от 20.07.2012 N 119-ФЗ)
2.1. Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ (ред. 20.07.2012))
3. Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
4. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. При этом запрещается привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних и предлагать им данные образцы.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
5. Не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.
(часть 5 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

ст. 21, Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 23.07.2013) “О рекламе” {КонсультантПлюс}

В новом Письме разъяснения и доводы ФАС совсем другие. В частности, антимонопольная служба отмечает, что ч. 2 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ устанавливает общие ограничения мест, где допускается размещение рекламы любой алкогольной продукции, при этом ч. 2.1 той же статьи содержит дополнительные требования к местам размещения рекламы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более % объема готовой продукции.

С 01.01.2013 согласно новой редакции п. 1 ч. 2 ст. 21 данного Закона размещение рекламы алкогольной продукции в периодических печатных изданиях запрещается. Соответственно, начиная с этой даты реклама любой алкогольной продукции таким способом распространения, как периодические печатные издания, запрещается.

Также с 01.01.2013 реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более % объема готовой продукции допускается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется ее розничная продажа. Однако эта норма является дополнительной по отношению к нормам ч. 2 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ, устанавливающим общие требования, предъявляемые к местам распространения рекламы любой алкогольной продукции.

Согласно п. 5 ст. 21 Закона о рекламе не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции . О чем эта норма?

——————————–

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ данная норма вступила в силу с 23.07.2012.

1. Запрещена реклама любого стимулирующего мероприятия, если в перечне товаров, приобретаемых для участия в нем, приведена алкогольная продукция.

2. Пункт 5 ст. 21 Закона о рекламе содержит исключение. Согласно ему в целях увеличения объема продаж алкогольной продукции возможно проведение специализированных стимулирующих мероприятий.

К сожалению, законодательство РФ не содержит понятия “специализированное стимулирующее мероприятие, проводимое в целях реализации алкогольной продукции”. Для устранения этого пробела ФАС выпустила несколько разъясняющих Писем (см., например, Письма от 13.09.2012 N АК/29977, от 02.12.2011 N АК/44977). По мнению антимонопольщиков, данная норма допускает рекламу стимулирующих мероприятий, условием участия в которых является приобретение алкогольной продукции, если предметом розыгрыша (реализации) в них выступает также исключительно алкогольная продукция.