[dropcap style=’circle’]?[/dropcap]

Наша организация выплачивает заработанную плату сотруднику, который является нерезидентом (гражданин Республики Беларусь).
Какие штрафные санкции предусмотрены за данное нарушение, согласно Закона 173-ФЗ?

Ответ:

          1.  Толкования норм законодательства в пользу налогоплательщика (Закон 173-ФЗ).

В соответствии с пп. “б” п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ отчуждение резидентом в пользу нерезидента (либо наоборот) валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях является валютной операцией. Валютой РФ признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах (п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ). Следовательно, выдача российской компанией заработной платы сотрудникам-нерезидентам в любой валюте (иностранной или валюте РФ) является валютной операцией. При этом согласно ст. 6 Федерального закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. ст. 7 (действовала до 01.07.2006), 8 (действовала до 01.01.2007), 11 указанного Закона. В ст. 11 речь идет о внутреннем валютном рынке РФ.

 

Физические лица считаются нерезидентами, если не являются резидентами по пп. “а” и “б” п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ. В настоящее время согласно пп. “а” физические лица признаются резидентами, если являются гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признанных постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства. С 05.06.2012 граждане РФ будут признаваться нерезидентами, если они:

 

– постоянно проживают в иностранном государстве не менее года, в том числе имеют выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство;

 

– временно пребывают в иностранном государстве не менее года на основании рабочей или учебной визы со сроком действия не менее года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее года.

 

Таким образом, по сути, круг граждан РФ, относящихся к категории физических лиц – нерезидентов, расширен, и отныне выплата заработка и иные выплаты в иностранной валюте таким лицам – законная валютная операция.

 

 

2.  Правовой статус гражданина Республики Беларуси в РФ

2.1. По общему правилу период временного пребывания на территории РФ иностранного гражданина определяется с учетом отметок пропускного контроля в заграничном паспорте. Однако в силу действия заключенного между Правительствами Союзного государства России и Белоруссии Соглашения от 30.11.2000 “О взаимных безвизовых поездках граждан” при пересечении границы РФ в заграничном паспорте белорусского гражданина отметка органов пограничного контроля Федеральной пограничной службы не проставляется. На это указывает и Пограничная служба ФСБ России (см. Письмо ФМС России от 21.01.2005 N МС-2/559).

 

Для иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, документом, подтверждающим право на временное пребывание в РФ и служащим для контроля за временным пребыванием, является миграционная карта (ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”). Но гражданам Республики Беларусь миграционные карты не оформляются и не выдаются в силу заключенного между Правительствами Союзного государства Соглашения от 24.01.2006 “Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства”.

 

Таким образом, вопрос документального подтверждения гражданами Беларуси времени своего пребывания на территории РФ на законодательном уровне не урегулирован.

 

2.2. Для приема на работу граждан Республики Беларусь не требуется соответствующего разрешения. В силу п. п. 1, 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 “О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий” граждане Беларуси имеют равные с российскими гражданами социально-трудовые права. Согласно данному решению в отношении граждан Беларуси не действует режим регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы.

 

Данные гарантии подтверждены также Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов от 19.11.2010, заключенным Россией, Белоруссией и Казахстаном. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 11.07.2011 N 186-ФЗ.

 

Граждане Белоруссии свободны в выборе субъекта РФ для осуществления трудовой деятельности. В отношении их не нужно уведомлять государственные органы о заключении (расторжении) трудового договора.

 

С гражданами Белоруссии наравне с российскими гражданами заключаются трудовые договоры. При приеме на работу они должны предоставить те же документы, что и россияне. Подробнее об этом см. п. 1 настоящего материала.

 

3. Административная ответственность за нарушение валютного законодательства.

 

В соответствии с п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций (например, запрещенных валютным законодательством РФ) влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции. Комментарии к данной статье смотрите в приложенных документах.

 

Резюме:

[box style=’note’]Выплата заработанной платы наличными денежными средствами в валюте РФ сотруднику-нерезиденту не является нарушением валютного законодательства.

Более подробно этот вопрос будет освещаться на нашем семинаре “Иностранные работники в 2014 году”, который состоится 22 июля в нашем Центре Обучения и Развития.

[/box]