Защита прав потребителей: как подать иск в суд

Защита прав потребителей

Защита прав потребителей

Защита прав потребителей: как подать иск в суд

До сих пор недобросовестность розничных торговцев, к сожалению, нельзя назвать случайным исключением из правил. И нередко единственным способом защиты своих законных интересов для пострадавшего покупателя становится именно обращение в суд. О том, как это сделать правильно и пойдет речь в нашей статье.

Кто и когда может обратиться в суд 

Подать исковое заявление о защите прав потребителя может возникнуть исключительно в случаях, когда у гражданина были нарушены права при заказе, приобретении или использовании товаров (работ, услуг) с целью удовлетворения:

  • личных нужд;
  • семейных нужд;
  • домашних нужд;
  • других нужд, которые не связаны с осуществлением предпринимательской деятельностью.

Имейте в виду: одним из обязательных условий для обращения в суд является также отсутствие факта восстановления нарушенных прав покупателя во внесудебном порядке. Проще говоря, если проблему с продавцом уже удалось урегулировать каким-то образом (например, покупателю были возвращены деньги за некачественный товар), то и в суд по тем же основаниям обратиться уже не получится.

Основанием для всего вышеизложенного являются правовые положения, установленные пунктом 1 статьи 17 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Несмотря на то, что досудебный порядок по данным спорам в общем случае не установлен, предварительное направление продавцу претензии с предложениями по добровольному урегулированию ситуации, может сэкономить, как минимум, значительные временные ресурсы потребителя. Кроме того, при отказе удовлетворить данную претензию, у покупателя появится дополнительная возможность по взысканию штрафа за такое отказ.

Обратите внимание: при отказе продавца об исполнении обоснованных требований в претензионном порядке, суд дополнительно взыщет с нарушителя штраф, величина которого составляет 50% от присужденной суммы. Проще говоря, недобросовестному торговцу или исполнителю работ придется выплатить полторы величины изначального размера заявленных требований. Причем санкция взыскивается «автоматически», то есть отдельно заявлять требование о ее присуждении в тексте искового заявления не обязательно.

Первым шагом при защите прав потребителей через суд, разумеется, является составление непосредственно искового заявления.

Как составить иск

Порядок составления искового заявления подробно прописан в части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ. Так, в нем необходимо указать следующую информацию:

  • наименование суда;
  • сведения об истце и его представителе (как минимум, указываются фамилия, имя и отчество, а также место жительства; помимо этого, может быть целесообразно указать контактный номер телефона и адрес электронной почты для связи);
  • сведения об ответчике (фамилия, имя, отчество и место жительство, либо наименование и место нахождения организации, опционально – контактный номер телефона и адрес электронной почты);

 

Обратите внимание: у истца есть выбор, кому именно предъявить соответствующие требования: продавцу или непосредственно изготовителю товара.

  • правовую позицию (т.е. изложение обстоятельств и описание конкретных допущенных нарушений прав продавцом) и доказательства имевших место быть нарушений;
  • требования к ответчику и их суть;

Как правило, такими требованиями являются:

— взыскание уплаченной за товар суммы;

— уменьшение цены выполненной работы или оказанной услуги;

— устранение недостатков товара, работы или услуги;

— возмещение убытков;

— получение неустойки;

— компенсация морального вреда.

  • соблюдение досудебного порядка урегулирования спора (в т.ч. для целей взыскания 50%-ного штрафа);
  • перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению.

Само исковое заявление можно подать:

  • в бумажной форме (с подписью подателя или его представителя);
  • в электронном виде (с электронной подписью и только при наличии в соответствующем суде технической возможности для принятия электронных исковых заявлений).

В любом случае, к заявлению следует приложить (соответственно, в бумажном или электронном виде):

  • копии искового заявления для ответчика и третьих лиц;
  • доверенность или другой документ, который бы удостоверял полномочия представителя (при наличии такового);
  • документы, подтверждающие обстоятельства-основания для выдвигаемых требований, а также их копии для ответчика и третьих лиц;

Подтверждающими документами являются, например:

— договор купли-продажи товара и соответствующие платежные документы (например, кассовый чек);

— договор подряда или оказания услуг;

— отчет об экспертизе качества товара или результата работы с результатами;

— отчет об оценке нанесенного ущерба;

— отчет об оценке стоимости устранения недостатков качества товара или результатов работы;

— документы об устранении недостатков работы;

— документы о нанесенных лицу нравственных или физических страданий (при наличии соответствующих требований в исковом заявлении).

  • копия досудебной претензии и доказательства направления ответчику, а также ответ на претензию, если такой был получен;
  • расчет суммы исковых требований;
  • документ об оплате государственной пошлины.

Здесь следует иметь в виду, что по искам о защите прав потребителей граждане полностью освобождаются от уплаты государственной пошлины при условии, что сумма исковых требований не превышает одного миллиона рублей. Если же данное пороговое значение превышено, размер пошлины фактически определяется именно от величины такого превышения над миллионом рублей.

В какой суд обращаться

Как видим, для истцов по делам о защите прав потребителей законодатель предусмотрел множество преимуществ. Несомненно, в их числе находятся и крайне вольготные условия по выбору места судебного разбирательства.

Так, исковые заявления о защите прав потребителей могут предъявляться:

  • по месту нахождения организации-ответчика;
  • по месту нахождения филиала или представительства компании-ответчика;
  • по месту жительства индивидуального предпринимателя-ответчика;
  • по месту жительства истца;
  • по месту пребывания истца;
  • по месту заключения договора;
  • по месту исполнения договора.

Имейте в виду: широкие возможности по выбору места подачи искового заявления могут быть «сведены на нет» соглашением о подсудности, которое нередко включается заинтересованной стороной (т.е. продавцом) напрямую в текст договора. Поэтому покупателям (заказчикам работ или услуг) есть прямой смысл обращать внимание на наличие или отсутствие в документе данной юридической тонкости.

Есть и еще один фактор: с исковым заявлением следует обращаться к мировому судье при условии, что величина исковых требований не превышает 50 тыс. руб. Если сумма превышает данную величину, то потребителю потребуется идти в районный суд. Районные судьи также рассматривают:

  • иски о защите неимущественных прав потребителей (таковыми, к примеру, являются исковые требования по фактам отказа в предоставлении необходимой и достоверной информации об изготовителе);
  • требования имущественного характера, не подлежащие оценке;
  • требования о компенсации морального ущерба.

Обратите внимание: рассматривая дела о защите прав потребителей, судьи на практике в общем случае исходят из постулата о том, что при условии производного характера требования о компенсации морального вреда от соответствующего имущественного требования, подсудность будет зависеть именно от цены «имущественного» иска. Проще говоря, если «основная» цена иска не будет превышать 50 тыс. руб., а требуемая сумма компенсации морального вреда при этом составляет более существенную величину, спор все равно рассмотрит мировой судья.

Что касается сроков, по общему правилу гражданское дело должно быть рассмотрено:

  • гражданским судом – в течение 2-х месяцев с момента подачи искового заявления в суд;
  • мировым судьей – в течение одного месяца с момента принятия искового заявления к производству.

Судебное решение вступает в законную силу после истечения срока на его обжалование в апелляционном порядке. Срок на такое обжалование законодатель установил как один месяц со дня принятия судом решения в окончательной форме. Решение суда апелляционной инстанции вступает в силу немедленно после вынесения. Такой порядок установлен положениями части 1 статьи 209 и части 2 статьи 321 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Таким образом, мы осветили принципиально важные моменты, которые гражданам необходимо иметь в виду при подаче иска о защите прав потребителей.

Выводы:

  1. Подать исковое заявление о защите прав потребителя может возникнуть исключительно в случаях, когда у гражданина были нарушены права при заказе, приобретении или использовании товаров (работ, услуг) с целью удовлетворения личных и иных подобных нужд.
  2. Одним из обязательных условий для обращения в суд является также отсутствие факта восстановления нарушенных прав покупателя во внесудебном порядке.
  3. При отказе продавца об исполнении обоснованных требований в претензионном порядке, суд дополнительно взыщет с нарушителя штраф, величина которого составляет 50% от присужденной суммы.
  4. Порядок составления искового заявления подробно прописан в части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ.
  5. Граждане полностью освобождаются от уплаты государственной пошлины при условии, что сумма исковых требований не превышает одного миллиона рублей.
  6. Истцы по делам о защите прав потребителей фактически имеют право на выбор подсудности, то есть на место рассмотрения соответствующего спора. Однако широкие возможности по выбору места подачи искового заявления могут быть «сведены на нет» соглашением о подсудности, которое нередко включается продавцами или исполнителями напрямую в текст договора
  7. С исковым заявлением следует обращаться к мировому судье при условии, что величина исковых требований не превышает 50 тыс. руб. Если сумма превышает данную величину, то потребителю потребуется идти в районный суд.
  8. Судебное решение вступает в законную силу после истечения срока на его обжалование в апелляционном порядке. Срок на такое обжалование законодатель установил как один месяц со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Комментирование закрыто.