Ценообразование в строительстве

Ценообразование в строительстве

Почему столько?! Таким вопросом нередко задаются покупатели недвижимости. Действительно, цены, как на жилые, так и на нежилые площади (особенно в крупных городах) могут заставить удивиться кого угодно. В заметке представлена краткая информация о том, по каким принципам происходит ценообразование в строительной отрасли, а также о государственном регулировании цен в этом секторе экономики.

Регулирование строителей


В реалиях рыночного типа экономики и хозяйствования государство не должно вмешиваться в деятельность частных компаний. Это касается и строительной отрасли. Однако государство может оказывать на нее влияние косвенно, с помощью специальной системы регулирования, которая воздействует, в том числе, и на процесс формирования цен.


Условно, порядок госрегулирования можно разделить на три уровня:


· первый – Министерство строительства и ЖКХ;


· второй – региональные центры по ценообразованию в строительстве;


· третий – подрядные торги.


 


Разберемся с каждым из этих уровней в отдельности.


 


Министерство строительства и ЖКХ


Данное ведомство регламентирует систему ценообразования и сметного нормирования, а также регулирует цены на строительную продукцию. Происходит это через механизм установления норм объемов затрат ресурсов в составе конкретных сметных норм и базы счета сумм группы сметных расходов.


Министерство строительства и ЖКХ определяет:


· понятийный аппарат;


· виды и состав цен на продукцию строительной отрасли;


· принципы, методологию и методы формирования сметных затрат и цен;


· сметные нормы расхода ресурсов на потребительские единицы измерения по видам строительно-монтажных работ (СМР);


· сметные нормативы накладных расходов;


· сметные нормативы прибыли;


· сметные нормативы лимитированных затрат;


· сметные нормативы заготовительно-складских расходов;


· сметные нормативы других затрат.


 


Таким образом, Министерство строительства и ЖКХ устанавливает определенные «эталоны», которыми должны руководствоваться как субъекты предпринимательской деятельности, так и все нижние «этажи» системы.


 


Региональные центры ценообразования в строительстве


Эти центры занимаются следующими видами деятельности:


· разрабатывают региональные базисные расценки;


· формируют региональные оптовые цены на строительные материалы и строительные конструкции, работу машин и механизмов в текущем уровне цен;


· формируют индексы изменения оптовых цен на строительные материалы и другие ресурсы;


· формируют индексы изменения цен на строительную продукцию по видам строительства;


· формируют прочие индексы изменения цен.


 


Основой для соответствующих расчетов являются нормы расхода ресурсов на потребительскую единицу по видам строительно-монтажных работ, разработанные профильным ведомством.


Отметим, что региональные оптовые цены на стройматериалы, энергоресурсы и индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ имеют усредненный характер.


Указанные выше цены имеют своей главной задачей быть ограничением для инвесторов и подрядчиков внутри региона.


 


Подрядные торги


Подрядные торги – это основной экономический метод оптимизации договорной цены на строительную продукцию. В таких торгах участники (подрядчики) подают соответствующие оферты.


В частности, оферта, как правило, содержит следующую информацию:


· форму взаиморасчетов;


· метод и сметно-нормативную базу формирования инвестиционной стоимости строительно-монтажных работ (СМР);


· перечень и нормы лимитированных затрат в составе сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР) подрядчика;


· нормы затрат на инфраструктуру в составе договорной цены.


 


Подрядные торги уже зарекомендовали себя как достаточно эффективный инструмент регулирования, хотя и не всегда удается добиться при проведении необходимой степени прозрачности.


 


Так откуда же цены?


Действительно, откуда? Ведь, казалось бы, имеется многоступенчатое регулирование на уровне госорганов. Но не все так просто.


Необходимо помнить, что система ценообразования в строительстве, в любом случае, зависит от рыночных факторов.


В свою очередь, государственная система ценообразования своим содержанием должна обеспечивать условия для оптимизации цен на продукцию в отрасли.


Соответственно, ценообразование в строительстве строится на общих рыночных принципах, но с учетом собственной специфики. К ним можно отнести следующие основные установки.


Во-первых, цена на строительную продукцию обеспечивает подрядчику возврат затрат в полном объеме и прибыль в пределах определенных норм, а инвестору (заказчику) определяет величину капитальных вложений на строительство объекта.


Во-вторых, цены на строительную продукцию формируются с учетом состояния экономической конъюнктуры региона.


В-третьих, метод и нормативно-информационная база формирования цен на строительную продукцию определяются инвестором и подрядчиком и фиксируются соответствующим договором.


И, наконец, в-четвертых, цены в строительстве, осуществляемом с привлечением средств государственных бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов, формируются на основании правил, рекомендованных системой ценообразования и сметного нормирования (СЦиСН).

Резюме:

1. Государство регулирует цены на трех уровнях: Минстрой; региональные центры по ценообразованию в строительстве; подрядные торги.
2. Ценообразование в строительной отрасли строится на общих принципах. Одновременно оно должно учитывать и отраслевую специфику. Можно выделить четыре основных принципа ценообразования в строительстве.

Комментирование закрыто.