Фискальный накопитель

Фискальный накопительОбщеизвестно, что передача фискальных документов, то есть кассовых чеков и бланков строгой отчетности, осуществляется хозяйствующим субъектом посредством операторов фискальных данных, сведения о которых содержатся в соответствующем Реестре. Одновременно указанная информация (т.е. данные) должна записываться и храниться в особых фискальных накопителях. К таким накопителям, в свою очередь, предъявляется ряд требований, наиболее важным и актуальным из которых является срок его службы. О нем и пойдет речь в статье.

Фискальный накопитель и его предназначение 

Прежде всего, следует обратиться непосредственно к определению фискального накопителя. Оно приведено в статье 1.1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

Так, в соответствии с положениями указанной нормы, фискальный накопитель – это программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащее ключи фискального признака.

Сам накопитель должен отвечать следующим требованиям:

  • во-первых, обеспечивать возможность формирования фискальных признаков;
  • во-вторых, предусматривает запись фискальных данных в некорректируемом виде (т.е. с фискальными признаками);
  • в-третьих, обеспечивать долговременное энергонезависимое хранение фискальных данных с фискальными признаками;
  • в-четвертых, предоставлять возможность по осуществлению проверки фискальных признаков фискальных данных;
  • в-пятых, должен позволять расшифровывать и аутентифицировать фискальные документы, которые подтверждают факт получения оператором фискальных данных фискальных документов, переданных кассовой техникой, а также направляемых в такую технику оператором фискальных данных;
  • в-шестых, обеспечивать возможность шифрования фискальных документов в целях обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой оператору фискальных данных.

Перейдем к ключевому для нас параметру – сроку действия фискального накопителя.

Срок действия фискального накопителя

Здесь нам следует обратиться к статье 4.1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Указанной нормой, в частности, установлены требования к сроку действия ключа фискального признака, который содержится в фискальном накопителе кассовых аппаратов. Допускается, что он может составлять:

При этом фискальный накопитель на 3 года (36 месяцев) хозяйствующие субъекты обязаны применять в следующих ситуациях:

  • при оказании услуг;
  • в случае применения специальных налоговых режимов – ПСН, ЕСХН, УСН, ЕНВД.

Однако и из этого правила существуют исключения. Так, применять накопитель на 13 месяцев в любом случае можно в случае:

  • сезонного (временного) характера работы;
Имейте в виду: налоговое и смежное с ним законодательство не устанавливает понятия сезонного (временного) характера работы. Таким образом, налогоплательщик имеет право определять сущность данного термина на практике самостоятельно. С одной стороны это весьма удобно, с другой – несет дополнительные контрольные риски, связанные с возможными разногласиями с проверяющими органами при квалификации тех или иных работ в качестве сезонных или временных. Здесь немаловажным может являться позиция ФНС России, которая подтверждает отсутствие легально закрепленного определения сезонного (временного) характера работы и соответственно возможности у хозяйствующего субъекта самостоятельно квалифицировать свою работу в качестве таковой.
  • совмещения налогоплательщиком спецрежима и общей системы налогообложения;
  • применения контрольно-кассовой техники в местностях, которые отдалены от сетей связи;
  • наличия у лица статуса платежного агента или субагента.

Помимо этого, обязанности по применению строго «36-месячного» оборудования в любом случае нет у компаний и индивидуальных предпринимателей, которые используют общую систему налогообложения.

Важно помнить: при выборе надежных операторов фискальных данных, а также поставщиков соответствующего оборудования, нельзя забывать о положениях пункта 7 статьи 4.1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, в соответствии с которыми именно на данных субъектах лежит обязанность по обеспечению конфиденциальности мастер-ключей и ключей фискального признака. Кроме того, они не должны использовать мастер-ключи и ключи фискального признака после истечения срока действия их ресурса и при нарушении конфиденциальности таких мастер-ключей.

 

Пользователи онлайн-кассовой техники должны со своей стороны обеспечивать сохранность фискальных накопителей в течение 5 лет с момента окончания их использования в составе ККТ.

А что если… 

..Если хозяйствующий субъект использует «не тот» фискальный накопитель (т.е. вместо «трехлетнего» использует накопитель на 13 месяцев), на него может быть наложена административная ответственность.

Обратите внимание: наказание за совершение указанного выше административного правонарушения законодатель установил в части 4 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Это может быть предупреждение или штраф в размере от 1,5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.

Тем не менее, в связи с дефицитом на рынке «трехлетних» накопителей контролирующие органы обещали пока не привлекать нарушителей к ответственности, и даже разрешили использовать контрольно-кассовые аппараты с фискальными накопителями на 13 месяцев вплоть до окончания срока действия соответствующего ключа фискального признака. Разъяснения, которыми можно и нужно пользоваться при общении по данному вопросу с контролерами содержатся, в частности, в письмах:

  • ФНС России от 23 мая 2017 г. № ЕД-4-20/9679;
  • Минфина России от 19 июня 2017 г. № 03-01-15/38147 и от 16 июня 2017 г. № 03-01-15/37690.

Однако, несмотря на существующую в настоящее время лояльную позицию профильных ведомств по данному вопросу, следует понимать, что их благодушие, разумеется, не будет продолжаться вечно.

Выводы:

1. Фискальный накопитель – это программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащее ключи фискального признака.

2. Требования к сроку действия ключа фискального признака, содержащегося в фискальном накопителе кассовых аппаратов, поименованы в статье 4.1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

3. Налоговое и смежное с ним законодательство не устанавливает понятия сезонного (временного) характера работы.

4. Если хозяйствующий субъект использует «не тот» фискальный накопитель, он привлекается к ответственности по части 4 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях – на него налагается предупреждение или штраф в размере от 1,5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.

5. В связи с дефицитом на рынке «трехлетних» накопителей контролирующие органы обещали пока не привлекать нарушителей к ответственности, и даже разрешили использовать контрольно-кассовые аппараты с фискальными накопителями на 13 месяцев вплоть до окончания срока действия соответствующего ключа фискального признака. Однако подобное благодушие контролеров, по понятным причинам, не может продолжаться долго.

 

Комментирование закрыто.