ТСЖ. Ограничение в предоставлении коммунальных услуг должникам

?

Имеет ли право ТСЖ, находящееся на самоуправлении, перекрывать подачу холодной и горячей воды в квартирах имеющих задолженность по оплате коммунальных услуг. Если да — то какие документы должны быть составлены, в чьем присутствии должно производится отключение. На какие нормативные документы мы можем ссылаться при проведении отключения.

Ответ:

Да, имеет, если является исполнителем ресурсоснабжающих организаций. Об этом написано в «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам».

 

Итак, коммунальные услуги, согласно определению, приведенному в п. 3 Правил N 307, — это деятельность исполнителя коммунальных услуг не только по электроснабжению, газоснабжению, отоплению, холодному и горячему водоснабжению, но и по водоотведению, т.е. деятельность, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

 

Исполнителем может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть ТСЖ, управляющая организация, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

 

Потребителями, соответственно, являются граждане, использующие коммунальные услуги для личных и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

 

Коммунальные услуги предоставляются потребителям на основании договора, содержащего условия их предоставления и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 Правил N 307). В составе коммунальных услуг, в зависимости от степени благоустройства многоквартирного или жилого дома, предоставляются и услуги водоотведения (п. 6 Правил N 307). В Правилах предоставления коммунальных услуг также содержится понятие водоотведения, согласно которому водоотведение — отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.

 

15. Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

 

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

 


Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 27.08.2012) «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам») {КонсультантПлюс}

 

Ограничение и приостановление предоставления

 

коммунальных услуг при их неоплате

 

Основание для отключения

 

Исходя из п. 118 новых Правил, под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги, являющейся основанием для ее отключения, понимается наличие у потребителя задолженности (полагаем, речь идет о просроченной задолженности) по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму трех месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия ИПУ и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги. Выходит, что исполнителю необходимо иметь актуальную информацию о количестве проживающих в помещении потребителей даже в ситуации, когда помещение оснащено ИПУ всех видов коммунальных услуг. Кстати, до июня 2011 г. размер задолженности, дающей исполнителю право отключить коммунальные услуги, был вдвое больше (пп. «а» п. 80 прежних Правил).

 

В рассматриваемой ситуации особую роль играет соглашение о погашении задолженности. При его наличии и соблюдении исполнитель не вправе отключать коммунальную услугу. Право отключить коммунальные услуги у исполнителя есть, если условия подписанного соглашения нарушаются потребителем.

 

Обратите внимание! Нельзя отключать коммунальные услуги за неоплату содержания и ремонта общего имущества.

 

Если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых ему коммунальных услуг, исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду услуг в отдельности. Если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, исполнитель делит полученную плату между всеми указанными в платежном документе видами платы пропорционально начисленным суммам. В этом случае задолженность по каждому виду коммунальных услуг определяется исходя из частично неоплаченной суммы. Иначе говоря, основанием для отключения конкретного вида коммунальной услуги является неполная оплата именно этого вида коммунальной услуги. Если потребитель оплачивает, к примеру, коммунальные услуги полностью, но принципиально не вносит плату за содержание и ремонт жилого помещения, исполнителю придется принимать иные меры, чтобы заставить его полностью оплачивать счета (отключать коммунальные услуги нельзя).

 

Отключаемые услуги

 

Особо подчеркнем, что приостанавливать можно предоставление всех коммунальных услуг, за исключением отопления, а в МКД — также за исключением холодного водоснабжения (пп. «в» п. 119 новых Правил). Обратим внимание, что согласно прежним Правилам нельзя было приостанавливать предоставление коммунальной услуги по водоотведению. С 01.09.2012 это стало возможным. Практика показывает, что отключение канализации — очень действенная мера по отношению к должникам.

 

Однако в СМИ можно встретить высказывания экспертов о том, что отключение канализации делает жилое помещение непригодным для постоянного проживания граждан, а это недопустимо согласно пп. «в» п. 122 новых Правил. Действительно, в силу п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами водоотведения. Отсутствие системы централизованной канализации не является основанием для признания помещения непригодным для проживания только в одно- или двухэтажном жилом доме (п. 41). Между тем в п. 12 названного Положения сказано, что жилое помещение должно быть обеспечено не только системой водоотведения, но и всеми иными системами: электроосвещения, хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, отопления и вентиляции, а в газифицированных районах — еще и системой газоснабжения. Если следовать вышеуказанной логике, любое отключение коммунальных услуг делает помещение непригодным для проживания, что абсурдно. Тем более что отключение коммунальных услуг — это мера воздействия на должников, которая носит временный характер: инженерные системы, очевидно, не демонтируются, жилое помещение по-прежнему ими оборудовано, прекращается лишь пользование той или иной коммунальной услугой. Таким образом, по мнению автора, ограничение и приостановление предоставления коммунальных услуг в тех объеме и порядке, которые установлены новыми Правилами, нельзя считать незаконными.

 

По мнению автора. С 01.09.2012 приостановление предоставления коммунальной услуги по водоотведению производится в рамках закона.

 

118. Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 3 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

 

В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

 

В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.

 


Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 19.09.2013) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») {КонсультантПлюс}

 

Порядок отключения

 

Пункт 119 новых Правил содержит алгоритм действий исполнителя по отключению коммунальных услуг потребителю-должнику. Заметим, что иной порядок может быть установлен федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

 

Итак, зафиксировав наличие у потребителя задолженности в сумме не менее трех размеров месячной платы, исполнитель направляет должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо (при отсутствии технической возможности введения ограничения) приостановлено без предварительного введения ограничения. Такое предупреждение доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом с описью вложения.

 

Если потребитель не погасит задолженность в указанный срок, исполнитель вручает потребителю под расписку письменное извещение об ограничении предоставления коммунальной услуги через трое суток. И через трое суток он вводит ограничение при наличии технической возможности.

 

Если нет технической возможности ввести ограничение, исполнитель также извещает потребителя о приостановлении предоставления коммунальной услуги и через трое суток приостанавливает ее предоставление. Если же ограничение было введено, но по истечении 30 дней со дня его введения задолженность не была погашена, исполнитель также вручает потребителю под расписку аналогичное извещение и через трое суток приостанавливает предоставление коммунальной услуги.

 

В соответствии с п. 114 новых Правил, если приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в МКД за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг. Это новое положение, которого в прежних Правилах не было. Данное требование легко реализуется, если, например, нужно отключить подачу электричества, а распределительный щиток находится на лестничной площадке. Если же речь идет о ВИС горячего водоснабжения или газоснабжения, стояки и ответвления от них находятся в жилых помещениях. Соответственно, потребитель вправе не пустить представителей исполнителя в помещение для пломбирования оборудования. К слову, если потребитель допустит представителей исполнителя для отключения ВО от ВИС и пломба будет установлена, ему ничто не мешает нарушить данную пломбу и продолжить пользоваться коммунальными услугами. Вместе с тем, по мнению автора, если данный факт будет выявлен, в отношении потребителя будут приняты все меры, которые принимаются в случае обнаружения несанкционированного подключения вкупе с начислением платы расчетным способом <2>.

 

———————————

 

<2> Подробнее об этом см. статью Д.В. Дурново «Несанкционированное подключение», N 11, 2012.

 

Против воли потребителя, когда он отказывается впускать представителей исполнителя в помещение, отключить коммунальные услуги по горячему водоснабжению и газоснабжению зачастую невозможно. А вот для отключения водоотведения специализированные компании предлагают особое устройство в виде длинного щупа с камерой, которое позволяет установить специальную сетку-заглушку на сливе из квартиры должника, при этом весь стояк функционирует в обычном режиме. При этом сетка пропускает только воду. В связи с тем что возможность пользоваться канализацией все же есть, хоть и не в полном объеме, представляется, что здесь следует говорить скорее об ограничении предоставления коммунальной услуги. Поэтому и требование о пломбировании ВО не нарушается.

 

Исполнители коммунальных услуг нередко требуют от потребителей внесения платы за пломбирование ИПУ при вводе их в эксплуатацию, однако законность таких действий вызывает сомнения <3>. При приостановлении предоставления коммунальных услуг должникам пломба необходима в силу прямого указания п. 114 новых Правил, неудивительно, что у исполнителей велик соблазн взимать плату с должников и в этой ситуации. Однако никаких правовых оснований для этого не имеется, ведь очевидно, что в отключении ВО и установке пломбы заинтересован исключительно исполнитель.

 

———————————

 

<3> См. статью С.Н. Козыревой «О пломбировании приборов учета», N 8, 2012.

 

Выступая исполнителем коммунальных услуг, ТСЖ обязано соблюдать требования Правил предоставления коммунальных услуг и несет ответственность за их нарушение.

 

При этом одно из обстоятельств, которые следует доказать Роспотребнадзору в деле о привлечении ТСЖ к административной ответственности за нарушение прав потребителей, — наличие у товарищества статуса исполнителя коммунальных услуг. Так, например, арбитры ФАС УО, вынося Постановление от 23.03.2009 N Ф09-1515/09-С1 (в пересмотре в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 10.06.2009 N ВАС-6693/09), согласились с ТСЖ в том, что на его деятельность Правила предоставления коммунальных услуг не распространяются, а между жильцами и РСО заключены прямые публичные договоры. Аналогичным образом в Постановлении от 22.07.2009 N 17АП-5431/2009-АК Семнадцатый арбитражный апелляционный суд посчитал, что Роспотребнадзор не представил достаточно доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг. Контролирующий орган ограничился уставом ТСЖ и извещением на квартплату одного жильца, а суд назвал и иные необходимые (но непредставленные) документы: договоры с РСО, документы об оплате коммунальных ресурсов, выписки из лицевых счетов, протоколы общих собраний членов ТСЖ.

 

Согласно п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном законодательством, на основании договора, содержащего условия оказания коммунальных услуг и заключаемого ТСЖ с собственником жилого помещения. При этом обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями (п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг). Получается, что отношения между ТСЖ как исполнителем коммунальных услуг и собственником жилого помещения регулируются специальным договором. На эти положения подзаконного акта ссылается и Минрегион в Письме от 03.05.2007 N 8326-РМ/07, отмечая, что товарищество предоставляет коммунальные услуги собственникам (как членам, так и нечленам) на основании договоров об оказании коммунальных услуг. При этом следует учитывать, что Жилищный кодекс всего лишь даст ТСЖ право заключать договоры об оказании коммунальных услуг (пп. 1 п. 1 ст. 137), не устанавливая соответствующей обязанности. А вот Правила предоставления коммунальных услуг уже не оставляют выбора. Заметим, что суды общей юрисдикции удовлетворяют требования собственников помещений в многоквартирном доме, не вступивших в ТСЖ, принудить товарищество заключить с ними договор на предоставление коммунальных услуг (см. Определение Нижегородского областного суда от 15.04.2008 N 33-1725/2008).

 

 

 

Резюме:

Исполнитель (ТСЖ) вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг при наличии задолженности потребителя по оплате услуг.

Комментирование закрыто.