Регистрация по месту жительства: как все сделать правильно

Регистрация по месту жительства: как все сделать правильно

Регистрация по месту жительства была и остается головной болью даже для многих граждан России – внутренних мигрантов. Особенную актуальность этот вопрос приобретает в российских мегаполисах. В статье мы кратко осветим наиболее значимые формально-юридические аспекты, которые должны иметь в виду все, кто хочет зарегистрироваться по месту жительства.

Место жительство


Общие нормы, содержащие положения о месте жительства, находим в двух правовых актах:


· часть первая Гражданского кодекса;


· Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».


 


Итак, место жительства гражданина – это место (дом, квартира, комната), где этот гражданин постоянно или преимущественно проживает. Такое определение дает пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса.


Если гражданин меняет свое место жительства, то он обязан обратиться с соответствующим заявлением и пакетом документов в компетентный орган по новому месту жительства. Срок – не более 7 дней с момента прибытия по адресу нового пребывания. Подобная обязанность установлена частью 1 статьи 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1.


 


Обратите внимание: проживание по месту жительства без регистрации и несоблюдение правил регистрационного учета влечет ответственность по статьям 19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ.


 


 


Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).


Таким образом, регистрацию ребенка до 14 лет можно осуществить исключительно по месту регистрации его законных представителей (хотя бы одного из них). После того, как ребенку исполнилось 14 лет, появляется возможность зарегистрировать его отдельно от родителей или опекунов.


 


Документы для регистрации по месту жительства


Прежде всего, необходимо сформировать пакет документов для предоставления его «куда следует».


Перечень необходимых форм указан в пунктах 26, 28 и 31 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288.


Помимо непосредственно заявления о регистрации по месту жительства потребуются следующие документы.


Во-первых, это удостоверяющий личность документ – паспорт или свидетельство о рождении.


Во-вторых, потребуется документ – основание для вселения в жилое помещение. Это может быть:


· договор (например, купли-продажи или аренды жилого помещения);


· свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение;


· заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение (от имени детей, которым не исполнилось 14 лет, заявление подается законными представителями);


· решение суда о признании права пользования жилым помещением;


· иной документ или его надлежащим образом заверенную копию, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением.


 


Регистрация несовершеннолетних детей по месту жительства родителей осуществляется независимо от согласия других лиц (наймодателя, нанимателя, собственника жилого помещения). Об этом сказано в пунктах 115-117 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288.


 


Обратите внимание: гражданин имеет право не предъявлять документ-основание для вселения в жилое помещение в том случае, когда соответствующая информация уже есть в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В подобных случаях орган регистрационного учета обязан самостоятельно запрашивать необходимые данные. Такое предписание содержит пункт 30 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288.


 


Помимо этого, может потребоваться адресный листок убытия. Это актуально для тех граждан, которые предварительно уже снялись с регистрационного учета по месту жительства еще до прибытия к новому месту проживания.


 


Имейте в виду: предварительное снятие с регистрационного учета – процедура, которую проводить не обязательно. Ведь при регистрации по новому месту жительства гражданин в любом случае автоматически снимается с учета по прежнему адресу проживания. Такой порядок прямо предусмотрен пунктом 133 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288.


 


Документы и заявление можно предоставлять как в классической, бумажной форме, так и в электронном виде. В последнем случае задействуется ресурс Единого портала государственных услуг (п. 26.2 Административного регламента, утв. приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288).


Пакет документов должен быть предоставлен должностному лицу, ответственному за регистрацию. В случае отсутствия такового документы передаются собственнику жилого помещения (п. 81 Административного регламента, утв. приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288).


Ответственных за регистрацию лиц, как правило, можно найти в (п. 17 Административного регламента, утв. приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288):


· товариществах собственников жилья (ТСЖ);


· управляющих организациях;


· жилищных и жилищно-строительных кооперативах (ЖСК).


 


После того, как гражданин представит уполномоченному лицу документы, именно последнее обязано их передать в орган регистрационного учета (соответствующее отделение Федеральной миграционной службы). Ему отводится на это три дня. Данный порядок предусмотрен пунктом 83 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288.


 


Обратите внимание: регистрация по месту жительства граждан – это бесплатная государственная услуга. Основание – пункт 37 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288.


 


Получаем «прописку»


Госслужащие должны зарегистрировать гражданина по месту жительства в течение 3 дней (или 8 дней, при необходимости самостоятельного запроса с их стороны документов с их стороны).


После этого, гражданину будет проставлена в паспорте отметка о регистрации по месту жительства (для детей предусмотрена выдача свидетельства регистрации по месту жительства).

Резюме:

1. Место жительства гражданина – это место (дом, квартира, комната), где этот гражданин постоянно или преимущественно проживает.
2. Если гражданин меняет свое место жительства, то он обязан обратиться с соответствующим заявлением и пакетом документов в компетентный орган по новому месту жительства.
3. Регистрация несовершеннолетних детей по месту жительства родителей осуществляется независимо от согласия других лиц (наймодателя, нанимателя, собственника жилого помещения).
4. Документы и заявление на перерегистрацию можно предоставлять как в классической, бумажной форме, так и в электронном виде.
5. В общем случае, гражданин должен быть зарегистрирован по новому месту жительства в течение трех дней.

Комментирование закрыто.