ПФР и журнал учета проверок

Ваш вопрос: должен ли ПФР заполнять журнал учета проверок? ПФР ссылается на то, что не должен, так как не является органом государственного контроля? Есть ли ответственность за не заполнение журнала у организации? Отражение в бухучете штрафов по проверкам.

Ответ: к сожалению ПФ РФ не является органом государственного контроля. Он является органом налогового контроля. И в данной проверке по данному закону не должен принимать участие. Он выступает контролером в налоговых, камеральных, выездных проверках. Если же он принимает участие в проверках по Закону 294-ФЗ , то также на основании статьи должен внести свою запись о проведенной проверке.

Государственные внебюджетные фонды

Еще одним органом, осуществляющим налоговый контроль, являются государственные внебюджетные фонды. С 1 января 2010 г. из Налогового кодекса РФ исключена гл. 24 «Единый социальный налог». С вступлением в действие Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (ред. от 25 ноября 2009 г., далее — Федеральный закон N 212-ФЗ) устанавливается осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фондом социального страхования Российской Федерации и его территориальными органами в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют также контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют обмен необходимой информацией соответственно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в электронной форме в порядке, определяемом соглашениями об информационном обмене.
В целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей. Особенности постановки на учет отдельных категорий плательщиков страховых взносов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования проводят сверку плательщиков страховых взносов на основании имеющихся у них данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию в порядке, определяемом совместно Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (см.: Федеральный закон N 212-ФЗ).
Как и налоговая инспекция, органы контроля за уплатой страховых взносов проводят камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов и производят взыскание взносов за счет денежных средств на счетах и имущества плательщика взносов.

Пенсионный фонд РФ обеспечивает:
— целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных п. 6 Положения, утвержденного Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1;
— организацию работы по взысканию с работодателей, граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников, и других граждан сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
— капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
— контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
— организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
— межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
— изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
— проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
— разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

ст. 3, «Комментарий к Федеральному закону «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (постатейный) (Лермонтов Ю.М.) («Статут», 2010) {КонсультантПлюс}
Оформление результатов проверки

По окончании проверки должностное лицо, проводящее проверку, должно оформить акт по установленной форме (ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
Типовая форма акта утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. В ней предусмотрена графа, в которой руководитель (уполномоченное лицо) организации проставляет дату и подпись.
Согласно п. 3 ст. 21 Закона N 294-ФЗ руководитель (уполномоченное лицо) организации может отразить в акте свое несогласие с результатами проверки или с отдельными действиями должностных лиц.
Обратите внимание, что в соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ акт должен составляться непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах. Один из них вручается руководителю (другому уполномоченному лицу) организации под роспись. Если руководитель отказывается поставить свою подпись, на акте делается соответствующая запись.

Важно! Если проверочные мероприятия предполагают проведение исследований (экспертиз, и т.д.), то акт проверки должен быть составлен не позднее трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю. Такой акт может быть вручен руководителю организации под роспись или направлен заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

Сведения о проводимых в организации проверках вносятся в журнал учета проверок. Обязанность организации по ведению такого журнала установлена ч. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ.
Типовая форма журнала учета проверок утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.
Записи в журнал учета проверок заносит должностное лицо, проводящее проверку (ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Внесение записи работниками организации противоречит положениям Закона N 294-ФЗ.
Пунктом 13 ст. 18 Закона N 294-ФЗ установлена обязанность должностных лиц при проведении проверки осуществлять запись о ней в соответствующем журнале.

Согласно ч. 9 ст. 16 Закона N 294-ФЗ в журнал вносится запись о проведенной проверке, в которой отражаются следующие сведения:
— наименование органа государственного контроля (надзора);
— наименование органа муниципального контроля;
— даты начала и окончания проведения проверки;
— время ее проведения;
— правовые основания проверки;
— цели, задачи, предмет проверки;
— выявленные нарушения и выданные предписания;
— фамилия, имя, отчество и должность должностного лица, проводящего проверку, а также его подпись.

Порядок оформления журнала учета проверок установлен ч. 10 ст. 16 Закона N 294-ФЗ: он должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица.

Государственные инспекторы труда при проведении проверок и выявлении нарушений имеют право предъявлять работодателям (их представителям) предписания об устранении нарушений трудового законодательства. Такие предписания обязательны для исполнения (ст. 357 ТК РФ). В настоящее время форма этого документа не утверждена. Приказ от 24.12.2009 N 331, которым была утверждена форма предписания, отменен Приказом Роструда от 07.09.2010 N 251.
Обратите внимание, что государственные инспекторы труда при обнаружении нарушений не вправе выдавать предписание, если работник обратился в суд по аналогичному вопросу или по нему уже имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).
В случае проведения проверки по обращению работника в органы Роструда (если работодатель осведомлен о том, что работник подал исковое заявление в суд) следует уведомить об этом инспектора труда в письменной форме. Если работодатель уведомил инспектора, а тот все равно вынес предписание об устранении нарушений, работодатель может подать жалобу. В ней необходимо указать, что проверяющему было известно о проведении проверки по факту, по которому есть решение суда либо заявлено исковое требование.

Важно! Если проверка была проведена с грубым нарушением установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, то согласно ч. 1 ст. 20 указанного Закона ее результаты не могут являться доказательствами нарушения работодателем обязательных требований и требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами. Такие результаты подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления работодателя.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относятся:
— несоблюдение сроков проведения плановых проверок (ч. 2 ст. 9 Закона);
— отсутствие оснований для проведения плановой проверки (ч. 3 ст. 9 Закона);
— несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона);
— привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций (п. 7 ст. 2 Закона);
— отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки (п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 10 Закона);
— несогласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя (ч. 5 ст. 10 Закона);
— нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (ч. 2 ст. 13 Закона);
— проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя (заместителя) органа государственного или муниципального контроля (ч. 1 ст. 14 Закона);
— затребование документов, не относящихся к предмету проверки (п. 3 ст. 15 Закона);
— превышение установленных сроков проведения проверки (п. 6 ст. 15 Закона);
— непредставление акта проверки (ч. 4 ст. 16 Закона);
— проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план (ч. 3 ст. 9 Закона);
— проведение выездной проверки с участием экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка (ч. 3 ст. 12 Закона).

Бухгалтерский учет штрафов по проверкам:
Если фирме по итогам камеральной или выездной проверки доначислены налоги, то уплаченные суммы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. А суммы пеней и штрафов не признаются затратами, которые уменьшают прибыль. В бухгалтерском учете эти суммы отражаются как убытки прошлых лет, если была проведена выездная проверка. Если же нарушения выявлены по итогам камерального анализа декларации, то начисленные налоги признаются текущими. Проводки будут следующими:

Дебет 91.2 Кредит 68

— доначислен налог;

Дебет 99 Кредит 68

— начислена пеня.

Следует помнить, что уплаченные налоги за прошлые периоды влияют на финансовый результат текущего года. В таком случае в учете может образоваться постоянная налоговая разница, и тогда бухгалтеру фирмы нужно будет рассчитать условный расход. При этом сумма пеней не учитывается при определении прибыли или убытка. Проводки будут следующими:

Дебет 91.2 Кредит 68.1

— доначислен налог, по которому выявлены нарушения;

Дебет 99 Кредит 68.1

— рассчитаны пени;

Дебет 68.1 Кредит 51

— суммы уплачены в бюджет;

Дебет 99 Кредит 68.2

— отражено постоянное налоговое обязательство;

Дебет 68.2 Кредит 99

— уменьшен налог на прибыль за период, в котором выявлены нарушения;

Дебет 68.2 Кредит 99

учтен условный доход.

Пример:
При проверке государственным инспектором по охране природы данные нарушения выявлены, и на организацию наложен административный штраф в размере 50 000 руб. Как отражаются указанные операции в бухгалтерском и налоговом учете?

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды ст.75 Федерального Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливается, в частности, административная ответственность. Государственные инспектора по охране природы при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (п.1 ст.66 Федерального закона, п.п.1, 2 ст.23.29 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб. (п.1 ст.8.21 КоАП РФ, ст.5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

В соответствии с п.80 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, по статье «Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи» формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках» может быть отражена и сумма наложенного на организацию административного штрафа.

На основании Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, административные штрафы отражаются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки», например, субсчет 99-2 «Бухгалтерская прибыль после налогообложения», в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде штрафов и других санкций, взимаемых государственными должностными лицами, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций (п.2 ст.270 Налогового кодекса РФ).

Обращаем внимание на то, что административный штраф, отражаемый на счете 99, субсчет 99-2, не участвует в формировании показателя бухгалтерской прибыли, исходя из которого организация исчисляет условный расход (доход) по налогу на прибыль в соответствии с п.20 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Первичный

документ

Начислен административный

штраф

99-2

76

50 000

Протокол об

административном

правонарушении

Уплачен административный

штраф

76

51

50 000

Выписка банка по

расчетному счету

РЕЗЮМЕ: бизнесмены обязаны вести журнал учета проверок. Журнал должен быть прошит, пронумерован, удостоверен печатью коммерсанта. Если журнала нет, об этом должна быть сделана запись в акте проверки. В нем контролеры должны сделать запись о проведенной ревизии. Причем эта обязанность прямо прописана в Законе (п. 13 ст. 18 Закона).
Если контролером является ПФ РФ – то он тоже подпадает под действие статьи 18 п.13 данного Закона. Однако сам ПФ РФ не относится к органам государственного контроля. А является органом налогового контроля. И осуществляет проверки уже камеральные и в разрезе другого закона, не 294-ФЗ от 26.12.2008. Несмотря на то, что пенсионные взносы не являются налогами или сборами, именно налоговые органы осуществляют контроль правильности их исчисления и уплаты в порядке, определяемом налоговым законодательством (п. 1 ст. 25 Закона N 167-ФЗ, п. 22 ст. 27 Закона N 213-ФЗ).
В течение 15 дней после получения акта либо предписания об устранении выявленных нарушений коммерсант может представить свои письменные возражения. К ним он может приложить документы, подтверждающие обоснованность таких возражений.

Комментирование закрыто.