Проверки ФМС России

Проверки ФМС России
Проверки, проводимые миграционной службой, и сопутствующие им конфликты – это суровая реальность во многих отраслях современного бизнеса. Ведь выдержать конкуренцию в таких сферах деятельности как, например, торговля или предоставление услуг, без привлечения труда иностранных работников может быть весьма сложно. Но в каких случаях и как часто контролеры могут проводить внеплановые проверки? Ответ – в нашей статье.

«Миграционные» проверки как таковые

 

Порядок проведения контрольных мероприятий в области миграции определен Федеральными законами от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

 

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции включает в себя (ст. 29.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ):

 

· контроль за пребыванием и проживанием иностранцев в России;

 

· контроль за трудовой деятельностью иностранных работников.

 

 

 

Предметом проверки является соблюдение хозяйствующим субъектом требований миграционного законодательства.

 

Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

 

 

 

Имейте в виду: организацию могут включить в ежегодный план проведения проверок только по истечении одного года со дня окончания последней плановой проверки (п. 4 ст. 32 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

 

 

 

Срок проведения плановой проверки не может превышать 20 рабочих дней.

 

При реализации проверочных мероприятий специалисты ФМС России имеют право (п. 11 ст. 32 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ):

 

· запрашивать и получать от проверяемого работодателя необходимую информацию и документы;

 

 

 

Имейте в виду: для получения сведений котроллеры должны составить и вручить мотивированный запрос.

 

 

 

· беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, помещения, сооружения, а также другие объекты;

 

 

 

Обратите внимание: прежде чем допускать контролеров на свою территорию и объекты, следует попросить у них служебное удостоверение, а также копию приказа (распоряжения) руководителя о проведении проверки.

 

 

 

· проводить все необходимые исследования, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

 

· выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований миграционного законодательства;

 

· составлять протоколы об административных правонарушениях в области миграционного права, рассматривать о них дела и принимать профилактические меры;

 

· направлять материалы, связанные с нарушением миграционного законодательства, в компетентные органы с целью решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

 

 

 

Интересно, что о плановом выездном мероприятии контролеры должны известить проверяемую организацию не позднее 3 рабочих дней до начала его проведения. Это делается с помощью направления копии соответствующего распоряжения или приказа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

 

 

 

Обратите внимание: несоблюдение срока и порядка оповещения проверяемой компании является грубым нарушением требований к организации и проведению проверки. Соответственно, ее результаты не могут быть доказательствами нарушения установленных миграционным законодательством требований (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 сентября 2013 г. № А52-235/2013).

 

 

 

Проведение внеплановых проверок

 

Что же может послужить основанием для проведения ФМС России внеплановой проверки?

 

Для того чтобы ответить на этот вопрос следует обратиться к пункту 5 статьи 32 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

 

Так, внеплановая проверка может осуществляться при:

 

· истечении срока исполнения организацией ранее выданных предписаний об устранении нарушений, которые были обнаружены во время предыдущих проверок;

 

· поступлении в миграционную службу обращений и заявлений (или полученная другим путем информация) о фактах нарушения работодателем требований законодательства;

 

· получении миграционной службой соответствующих результатов мониторинга выполнения работодателями требований законодательства;

 

· издании приказа по поручению Президента РФ или Правительства РФ, либо на основании требования прокурора.

 

 

 

Срок проведения внеплановой проверки не может превышать 7 рабочих дней (п. 7 ст. 32 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

 

 

 

Обратите внимание: руководство контролеров в исключительных случаях уполномочено на продление срока проведения проверки еще на 7 рабочих дней (или меньше). Такая необходимость может быть связана, например, с возникновением потребности в осуществлении сложных экспертиз или расследований.

 

 

 

Следует иметь в виду, что о внеплановой проверке организацию вряд ли предварительно уведомят. А при проведении контрольных мероприятий по основаниям поступившей жалобы или мониторинга такое уведомление прямо запрещено положениями пункта 10 статьи 32 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

 

Для тех, кто желает подробно изучить порядок проведения миграционных проверок, обезопасить себя от неприятных «сюрпризов», а также узнать множество полезных нюансов законодательства, которые помогут сэкономить немало времени и денег, рекомендуем посетить наш семинар «Иностранные работники».

Резюме:

1. Порядок проведения контрольных мероприятий в области миграции определен Федеральными законами от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
2. Проверки соблюдения миграционного законодательства могут иметь плановый и внеплановый характер.
3. Организацию могут включить в ежегодный план проведения проверок только по истечении одного года со дня окончания последней плановой проверки.
4. Срок проведения плановой проверки не может превышать 20 рабочих дней.
5. О начале плановой проверки организация должна быть извещена не позднее, чем за три рабочих дня до ее непосредственного проведения. Несоблюдение этого правила является основанием для признания результатов всего мероприятия недействительными.
6. Срок проведения выездной проверки, в общем случае, не может превышать семи рабочих дней. Однако при необходимости проведения сложных экспертиз и расследований, у контроллеров есть возможность продлить его вдвое.

Комментирование закрыто.