Контроль и оценка работы сотрудников на предприятии (часть 1)

Контроль и оценка работы сотрудников на предприятии (часть 1)

Как правильно проконтролировать и адекватно оценить труд работников? Такие вопросы всегда актуальны для кадровой службы любой компании. Мы решили сделать цикл статей, посвященных организации контрольно-оценочных мероприятий на фирме.

Контроль и оценка как таковые

Нормальная работа любой современной компании напрямую зависит от эффективности и качества трудовой деятельности ее кадров. За счет достижения определенного уровня стандартизации в оборудовании, относительной доступности основных средств для широкого круга предприятий, а также повышения удельной доли в экономике сектора оказания услуг, добиться конкурентных преимуществ техническими и другими «неживыми» средствами становится все сложнее. Поэтому «переиграть» соперников на рынке могут помочь только квалифицированные, работоспособные и надлежащим образом мотивированные профессиональные кадры.

Грамотно построенная система наказаний и поощрений играет центральную роль в стимулировании добросовестного труда сотрудников. Но для того, чтобы «кнут и пряник» не превратился в прикормку для «блатных» и «Дамоклов меч» для других, есть прямой смысл уделить время разработке адекватных и объективных методов оценки персонала.

Следует иметь в виду, что какие-то унифицированные системы контроля и оценки результативности в настоящее время отсутствуют. Есть определенные ориентиры, на которые следует обращать внимание, но, в любом случае, должно присутствовать понимание, что для каждой компании должен проявляться глубоко индивидуальный подход. Например, чем больше масштаб предприятия, тем большего контроля потребуют рабочие процессы на нем, а это, в свою очередь, может привести к критическому росту издержек на его организацию.

 

Зачем нужен контроль в организации

Любой уровень развития (насколько бы высок он не был) корпоративной или организационной культуры на предприятии не может заменить собой контроль и, как следствие, компенсировать его отсутствие в компании. Ведь без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится просто невозможным.

Практика показывает, что контроль, при всех генерирующихся им издержках, все же необходим.

Зачем же нужен контроль? Разберемся по порядку.

1. Контроль и оценка помогают установить уровень материального поощрения, который был бы адекватным результатам трудовой деятельности, а также выявить недостатки существующей системы мотивации персонала.

2. Контроль – эффективный мотиватор  работников для должного исполнения работниками своих трудовых обязанностей в соответствии с определенными стандартами качества. Контроль и оценка помогают справиться с такими явлениями на предприятии как нарушение трудовой дисциплины, синдром «отсидки 8 часов» и т.п.

3. Контроль дает руководителю дополнительные возможности и информацию (в частности, обращает внимание на недостатки планирования, организационной культуры и т.п.) для принятия управленческих решений (в т.ч. для индивидуальной работы с подчиненными).

Например, известен случай, когда директор консультационной компании ставил задачи сотрудникам. В силу отсутствия ряда профессиональных компетенций у начальника, эффективность трудовой деятельности снижалась, так как работникам устанавливались некорректные сроки исполнения (слишком длинные или, наоборот, слишком короткие), подбирались непрофильные задачи и, в итоге, загружались работой очень неравномерно. Но после того, как на заместителя руководителя, который являлся специалистом по профилю основной деятельности компании,  был возложен ряд контрольно-проверяющих обязанностей, директор смог оперативно получить данные о проблемах в исполнении, внести необходимые изменения в процесс и дело пошло на поправку.

4. Контроль и оценка помогают оперативно выявить ошибки и всю цепочку событий, которая привела к их появлению, обеспечить нужный уровень «негативной» обратной связи на предприятии. Это особенно важно в тех коллективах, где активно применяется труд молодых специалистов и  практикуется система наставничества и обучения в рабочем процессе.

 

Необходимость контроля обусловлена тем, что бизнес-процессы в компании зачастую идут не так, как это хотелось бы ее руководству, инвесторам и другим заинтересованным сторонам. Цель контроля – выявление возможности неблагоприятного развития событий на максимально раннем этапе. Это необходимо, чтобы руководство имело время, чтобы успеть сконцентрировать ресурсы, провести мобилизацию резервов и реорганизационные процессы, скорректировать имеющиеся планы (в т.ч. финансовые), дать новые указания, усилить мотивацию персонала, решить возникшие проблемы и т.д.

 

В следующей тематической статье мы продолжим разбирать тему организации системы контроля и оценки персонала в компаниях.

Резюме:

1. Нормальная работа любой современной компании напрямую зависит от эффективности и качества трудовой деятельности ее кадров.
2. Унифицированные системы контроля и оценки результативности в настоящее время отсутствуют.
3. Цель контроля – выявление возможности неблагоприятного развития событий на максимально раннем этапе.

Комментирование закрыто.