Кассы онлайн: все там будем

Эвотор

Необратимые изменения, направляющие кассовые аппараты прямиком в «виртуальное пространство», уже действуют в полную силу. Тем не менее, для многих предпринимателей «час Икс» еще не наступил. О них и пойдет речь в нашем кратком обзоре ситуации на рынке ККТ.

Напомним, что Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ не стал устанавливать жесткого правила перехода из разряда «все и сразу». В частности, статьей 7 данного нормативно-правового акта прямо предусматривается возможность не использовать онлайн-кассы такими участниками расчетов как:

  • предприниматели и компании, которые занимаются оказанием услуг для населения;

Обратите внимание: данная категория хозяйствующих субъектов должна использовать вместо онлайн-касс бланки строгой отчетности (БСО) старого образца.

  • «вмененщики», то есть организации и ИП, являющиеся плательщиками ЕНВД;

Имейте в виду: плательщики ЕНВД имеют право не передавать сведения в налоговые органы исключительно в рамках тех видов деятельности, которые были переведены на «вмененку». Таким образом, если организация или бизнесмен совмещают режимы налогообложения, то по «основным» или «упрощенным» расчетам применять онлайн ККТ необходимо уже сейчас! Кроме того, по требованию покупателей «вмененщики» обязаны предоставлять документ, который подтверждал бы прием денежных средств.

  • индивидуальные предприниматели «с патентом», то есть применяющие ПСН (кстати, они также не применяют ККТ исключительно при условии осуществления «запатентованных» видов деятельности и предоставления покупателям подтверждающей документации).

Важно: даже если лицо входит в одну из указанных выше групп, это не означает, что онлайн-кассы до них никогда «не доберутся». Просто для них установлен «переходный период», срок которого истекает 1 июля следующего года. Помимо этого, существует довольно узкий перечень лиц, которым кассы (в т.ч онлайн) не требуется применять в принципе.

Таким образом, общие нормы довольно четко сформулированы статьей 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ. Но нас интересуют частности…

Услуги населению: что это?

Казалось бы, все просто: достаточно обратиться к письму финансистов от 27 января 2009 г. № 03-01-15/1-29. В данном документе ясно указано, что принадлежность к категории услуг населению можно определить, обратившись к соответствующему Общероссийскому классифактору.

Но ОКУН не подлежит применению уже с начала текущего года, так как приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст вместо него был утвержден Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности.

Имейте в виду: Минэкономразвития подготовило переходные ключи, которые определяют соответствие одних классификаторов другим. Найти их можно по электронному адресу http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators/.

Получается, что обязанность по применению онлайн-ККТ раньше середины 2018-го года поставлена в прямую зависимость от вида деятельности, который лицо осуществляет по факту.

Технически, если деятельность того или иного лица непосредственно связана с оказанием услуг населению, что подтверждается соответствующими значениями переходных ключей ОКУН-ОКПД2, только тогда хозяйствующий субъект может не использовать контрольно-кассовую технику при проведении расчетов за указанные услуги.

Обратите внимание: одновременно при проведении расчетов за оказанные населению услуги лицо обязано оформлять бланки строгой отчетности (БСО). Порядок оформления таких бланков установлен постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.

«Вмененка», патент и старая техника

Наиболее интересна и актуальна для плательщиков ЕНВД и ПСН ситуация, когда кассовый аппарат у них есть (напомним, что применение или нет ККТ – это право, а не обязанность бизнесмена), но он «старый» (т.е. не онлайн). Нужно ли производить какие-то действия хозяйствующим субъектам, которые вроде бы вообще не обязаны применять кассовую технику или еще можно подождать до середины следующего года?

Оказывается, старый кассовый аппарат использовать в принципе возможно, но придется модернизировать. На такой порядок налоговая служба указала в письме от 1 декабря 2016 г. № ЕД-4-20/22910. То есть сначала налоговые органы должны самостоятельно снять «некондиционную» технику с учета, затем ИП или организация ее модернизирует, а после всего этого ККТ снова ставится на учет. Причем 1 июля 2018 года этот «улучшенный» аппарат все равно придется менять.

С учетом временных и материальных затрат на проведение указанных мероприятий, более целесообразным представляется сразу заменить контрольно-кассовую технику на оборудование нового образца. Тем более, что его стоимость сейчас для предпринимательского сообщества весьма доступна.

Имейте в виду: рассмотренная выше ситуация не актуальна для торговцев алкоголем (в т.ч. пивом) и спиртосодержащей продукцией, независимо от применяемого налогового режима. Более того, под продажей алкоголя следует понимать и реализацию через бары, рестораны и иные заведения общественного питания. Дело в том, что для данной категории обязанность по применению кассовых аппаратов прямо установлена пунктом 10 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». На всякий случай, на такое положение вещей обратил внимание и Минфин России в письме от 24 января 2017 г. № 03-01-15/3108.

Интернет-магазин

Прежде всего, интернет-бизнесменам следует понимать, что использование онлайн-касс требуется теперь даже в том случае, когда расчеты за продаваемые товары, работы или услуги производятся непосредственно на интернет-сайте.

Обратите внимание: для определения обязанности хозяйствующего субъекта по применению онлайн-кассы не имеет значения, происходит оплата посредством использования банковской карты или электронных денег (Web-money и т.п.). Финансовое ведомство и подчиненная ему налоговая служба однозначно и уже неоднократно высказывались, что оформлять кассовый чек при любой из указанных форм расчетов обязательно – смотрите, например, письмо Минфина России от 10 мая 2017 г. № 03-01-15/28293 и письмо ФНС России от 2 февраля 2017 г. № ЕД-4-20/1850. Причем чек в подобных случаях должен формироваться в момент подтверждения соответствующей кредитной организацией исполнения распоряжения клиента о переводе средств.

Для интернет-магазинов также немаловажно, что кассовые чеки при осуществлении торговли через всемирную сеть должны направляться клиентам в электронном виде, которая формируются особыми онлайн-кассами, не предназначенными для обычной розницы. То есть в тех ситуациях, когда магазины реализуют товары как «в реале», так и нет, следует приобрести, как минимум, два разных кассовых операций.

Более того, онлайн-кассу придется использовать в том числе в тех случаях, когда расчеты осуществляются посредством применения специальных агрегаторов платежей, таких как, например, «Яндекс-касса».

Имейте в виду: большинство существующих агрегаторов платежей не являются платежными агентами в понимании Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Соответственно, и обязанности по применению касс и формированию чеков у агрегаторов нет. Получается, что такая обязанность в описанных обстоятельствах остается на продавце.

На основании всего вышеизложенного, не совсем понятно, в какой именно срок интернет-продавцы обязаны перейти на применение касс «нового поколения»? Проще говоря, можно ли подождать 1 июля следующего года или нет?

Указанный вопрос был детально проанализирован налоговиками в письме от 21 марта 2017 г. № ЕД-320/1911. Если излагать его суть вкратце, получается, что ведомство в данном документе прямо говорит о том, что повременить с «уходом в онлайн» могут исключительно продавцы, принимающие электронные средства платежа, которые не являются платежными картами.

Кассы не нужны?

Как уже упоминалось выше, при ведении некоторых видов деятельности применение контрольно-кассовой техники не требуется вовсе. К такой деятельности, например, относятся (п. 2 и п. 3 ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ):

  • торговля через киоски газетами, журналами и сопутствующими товарами;
  • реализация мороженого и безалкогольных напитков в розлив;
  • торговля и осуществление расчетов в отдаленных и труднодоступных местах;
  • прием вторичного сырья (за исключением металлолома);
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, выставочных комплексах, на других территориях, которые отведены для осуществления торговли.

Обратите внимание: исключением из последнего случая являются ситуации, когда в местах торговли располагаются магазины, павильоны, киоски, палатки, автолавки, автомагазины, автофургоны, помещения контейнерного типа и другие аналогично обустроенные и обеспечивающие показ и сохранность товара торговые места (помещения и автотранспортные средства, в т.ч. прицепы и полуприцепы), открытые прилавки внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Помимо вышеперечисленного, есть еще одна категория платежей, где до сих пор не совсем понятно: необходимо применение кассовой техники в данной сфере или нет. Речь идет, разумеется, об «устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств» (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ).

Ведь до сих пор каких-либо разъяснений, которые могли бы внести ясность, что это за «устройства» такие, нет. Предположительно, законодатель в данной норме имел в виду платежные терминалы и банкоматы, но данные устройства однозначно не требуют обязательного участия в расчетах «уполномоченного лица» компании или предпринимателя. Таким образом, полная ясность в данном вопросе, к сожалению, отсутствует и по сей день.

ВЫВОДЫ:

1. Для отдельных категорий хозяйствующих субъектов предусмотрены «льготы» по переходу на применение онлайн-касс. Но «час Икс» для них все равно наступит.

2. Если деятельность того или иного лица непосредственно связана с оказанием услуг населению, что подтверждается соответствующими значениями переходных ключей ОКУН-ОКПД2, только тогда хозяйствующий субъект может не использовать контрольно-кассовую технику при проведении расчетов за указанные услуги.

3. Использование «устаревшей» кассовой техники в принципе допустимо, но только в модернизированном виде.

4. Использование онлайн-касс требуется теперь даже в том случае, когда расчеты за продаваемые товары, работы или услуги производятся непосредственно на интернет-сайте.

5. Для определения обязанности хозяйствующего субъекта по применению онлайн-кассы не имеет значения, происходит оплата посредством использования банковской карты или электронных денег.

6. Онлайн-кассу придется применять в том числе в тех случаях, когда расчеты осуществляются посредством применения специальных агрегаторов платежей.

7. Отсрочка перехода на онлайн-кассы с 1 июля 2018 года для интернет-магазинов допустима исключительна в тех случаях, когда продавцы принимают исключительно электронными средствами платежа.

 

Комментирование закрыто.