Банкротство турфирм: как получить возмещение

Банкротство турфирм: как получить возмещение

За прошедшее лето туристический рынок захватила «эпидемия» неплатежеспособности операторов. Количество пострадавших граждан исчисляется десятками. Вкратце расскажем о том, какие возможности для возмещения убытков есть сейчас у людей.

Как возместиться

 

В настоящее время у гражданина есть два основных пути для возмещения ущерба, понесенного от  туристического оператора:

 

· обращение за страховым возмещением;

 

· заявить требования в процессе процедуры банкротства.

 

 

 

Расскажем о каждом из этих способов.

 

 

 

Страховой вариант

 

Туристы имеют право на обращение в организацию, которое предоставляет соответствующему туроператору финансовое обеспечение.

 

К подобной процедуре можно прибегнуть еще до того, как туроператор официально объявит о своем банкротстве.

 

Здесь турист может обратиться к организации, которая (ст. 17.1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ):

 

· застраховала гражданскую ответственность туроператора;

 

· представила банковскую гарантию.

 

 

 

Для этого следует составить специальное заявление. В нем туристу необходимо указать (ст. 17.5 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ):

 

· фамилию, имя и отчество;

 

· контактные данные: почтовый адрес, телефоны (в т.ч. мобильный), Е-мэйл;

 

· дату выдачи, срок действия и другие реквизиты документа о финансовом обеспечении ответственности туроператора;

 

· номер договора о реализации туристского продукта, дату его заключения;

 

· даты начала и окончания тура;

 

· наименования туроператора и турагента (при наличии последнего);

 

· информацию об обстоятельствах, свидетельствующих о неоказании услуг по перевозке или размещению или о наличии недостатков по данным услугам;

 

· размер реального ущерба, включая расходы по эвакуации;

 

· банковские реквизиты для перечисления средств возмещения.

 

 

 

Имейте в виду: форма соответствующего требования есть на сайте Ростуризма (www.russiatourism.ru). Там эту информацию можно скачать.

 

 

 

К требованию следует приложить комплект документов. В него входят (ст. 17.5 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ):

 

· копия удостоверяющего личность документа (например, паспорта);

 

· копия договора о реализации туристского продукта (в т.ч. все приложения и дополнительные соглашения к нему);

 

· документы, подтверждающие реальный ущерб, понесенный в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором обязательств по договору о реализации туристского продукта;

 

· копия документа, который подтверждал бы отказ туроператора добровольно удовлетворить требование о возмещении реального ущерба, понесенного туристом (возможно – копия судебного решения по соответствующему делу).

 

 

 

Обратите внимание: страховщик (гарант) должен выплатить сумму страхового возмещения не позднее, чем через 30 календарных дней с момента получения указанного требования. К этому его обязывает положения статьи 17.5 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».

 

 

 

Туристу следует иметь в виду, что выплата суммы страхового возмещения (или денег по банковской гарантии) не лишает его права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и морального вреда. Основанием для этого служат следующие нормативно-правовые акты:

 

· положения Гражданского кодекса;

 

· статья 17.4 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»;

 

· статья 15 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1.

 

 

 

Возмещаемся через банкротство

 

Но чаще случается, что туроператор заявляет о своем банкротстве практически одновременно с приостановлением деятельности.

 

 

 

Имейте в виду: процедура банкротства у туристических операторов происходит по общим правилам, которые устанавливают положения отраслевого законодательства. Информацию о попадании в «черный список» конкретной организации можно получить на официальном сайте газеты «Коммерсантъ» — www.kommersant.ru.

 

 

 

В рассматриваемой ситуации турист должен подготовить заявление о своем включении в реестр требований кредиторов должника (туроператора). Для этого следует руководствоваться пунктом 1 статьи 71 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

 

 

 

К заявлению прикладываются документы, которые подтверждают обоснованность требований на определенную сумму. В частности, можно отправить документы по перечню, предусмотренному для осуществления выплаты страхового возмещения.

 

 

 

Обратите внимание: за рассмотрение указанных заявлений государственная пошлина не взимается. На это прямо указывает статья 333.21 Налогового кодекса.

 

 

 

Срок на предъявление требований – 30 календарных дней с момента опубликования сообщения о введении наблюдения (п. 1 ст. 71 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).

 

Требования, которые предъявлены по истечению указанного периода подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения – пункт 7 статьи 71 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

 

Требование с документами направляются:

 

· временному управляющему;

 

· в арбитражный суд;

 

· должнику.

 

 

 

Временному управляющему и должнику пакет документов удобнее всего отправить по почте заказным письмом с уведомлением.

 

Что касается арбитражного суда, то здесь документы имеет смысл предоставить лично (хотя ничто не мешает также отправить их заказным письмом с уведомлением).

 

 

 

Имейте в виду: при подаче документов в суд следует приложить квитанции об отправке документов в адрес должника и временного управляющего. В противном случае заявление может быть оставлено судом без движения на основании части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса.

 

 

 

Требование туриста будет включено в соответствующий реестр специальным определением арбитражного суда (ч. 1 ст. 71 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ).

 

Вести судебное дело можно самостоятельно, либо с привлечением квалифицированного юриста. Здесь все зависит от личных компетенций, конкретной ситуации и, разумеется, цены вопроса.

 

 

 

Обратите внимание: сначала будут удовлетворяться требования туристов о возмещении морального вреда. Остальные требования (в т.ч. о возврате денег) будут удовлетворяться по третьей очереди (т.е. наравне с контрагентами и другими контрагентами туроператора). Данный порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

 

 

 

Таким образом, мы рассказали о примерном порядке, в котором туристы обанкротившихся турфирм могут обращаться за защитой своих финансовых прав.

Резюме:

1. В настоящее время у гражданина есть два основных пути для возмещения ущерба, понесенного от туристического оператора.
2. Туристы имеют право на обращение в организацию, которое предоставляет соответствующему туроператору финансовое обеспечение.
3. Форма требования на выплату страхового возмещения есть на сайте Ростуризма (www.russiatourism.ru). Там эту информацию можно скачать.
4. Страховщик (гарант) должен выплатить сумму страхового возмещения не позднее, чем через 30 календарных дней с момента получения указанного требования.
5. Процедура банкротства у туристических операторов происходит по общим правилам, которые устанавливают положения отраслевого законодательства.
6. За рассмотрение заявления о включении в реестр кредиторов государственная пошлина не взимается.
7. Срок на предъявление требований по банкротству – 30 календарных дней с момента опубликования сообщения о введении наблюдения.
8. Сначала будут удовлетворяться требования туристов о возмещении морального вреда. Остальные требования (в т.ч. о возврате денег) будут удовлетворяться по третьей очереди (т.е. наравне с контрагентами и другими контрагентами туроператора).

Комментирование закрыто.