Антикризисная торговля или несколько слов о вендинге

Антикризисная торговля или несколько слов о вендинге

В непростых условиях кризиса многие компании не только задумываются об оптимизации своих затрат, но и проводят радикальные реструктуризации целых бизнес-процессов. Одно из наиболее перспективных направлений в торговле – ее автоматизация. Ведь это позволяет сэкономить на таких существенных статьях расходов, как фонд оплаты труда и аренда. Сегодня мы вкратце расскажем о вендинге и основных юридических аспектах, связанных с ведением данного бизнеса.

Что такое вендинг

 

Вендинг подразумевает под собой процесс реализации через торговые автоматы. Интересно, что современные технологии позволяют осуществлять автопродажи не только товаров, но и услуг.

Что касается перспектив, то вендинговый рынок Российской Федерации в настоящее время развит недостаточно. Так, его общий объем в торговле не превышает 1,5%. Для сравнения, доля реализации товаров и услуг через автоматы составляет:

 

· в Японии – более 5%;

· в Германии – более 4%;

· в США – более 3,5%.

 

Основными задачами организации, желающей заниматься автоматизированной торговлей, являются:

· выбор надежного вендинг-оператора;

· создание оптимальной сети торговых точек.

Обратите внимание: вендинг-оператор, как правило, осуществляет весь спектр сопутствующих услуг. А именно: установку и ремонт оборудования (как выездной, так и через специальный сервисный центр), консультационное и информационное сопровождение.

 

Информация на торговом автомате

 

На вендинг-торговлю в полной мере распространяются правовые положения российского законодательства о защите прав потребителей.

 

Для того чтобы они не были нарушены, на автомат следует нанести следующую информацию:

· фирменное наименование продавца (т.е. непосредственно компании или ИП), местонахождение, режим работы;

· время работы помещения (например, торгового объекта), где находится автомат;

· сведения о реализуемых товарах;

· пошаговая инструкция по приобретению товаров.

 

Описание порядка приобретения товаров может включать в себя, например, такую последовательность действий:

· вставка купюр в купюроприемник (монет – в монетоприемник);

· выбор интересующего товара и соответствующей опции;

· получение товара.

 

Обратите внимание: все сведения должны быть размещены на видном для потребителя месте. Оптимальный вариант – наклейка на корпусе (желательно – не непрозрачной части) торгового автомата.

 

Следует также помнить, что договор розничной купли-продажи будет считаться заключенным уже с момента оплаты товаров. То есть с момента, когда покупатель вставил купюру в купюроприемник или опустил монету в соответствующий разъем.

 

Как быть с кассой?

 

Здесь следует обратиться к профильному Федеральному закону от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». А точнее – к пункту 3 статьи 2 данного нормативно-правового акта.

 

Так, организации и индивидуальные предприниматели имеют право проводить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении, в частности, разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами.

Имейте в виду: есть исключение – торговля технически сложными и продовольственными товарами, которые требуют определенных условий хранения и продажи. При реализации подобных товаров продавец должен использовать кассовую технику.

Согласно действующему законодательству, под разносной понимается торговля, которая осуществляется вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, на предприятиях, транспорте или на улице.

 

Розничная торговля может осуществляться через:

· павильоны;

· киоски;

· палатки;

· передвижные средства развозной и разносной торговли.

 

В свою очередь, к передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся:

· торговые автоматы;

· автолавки;

· автомагазины;

· тележки;

· лотки;

· корзины;

· другие специальные приспособления.

 

Получается, что при торговле через вендинговые аппараты использовать ККТ не нужно.

Более того, конструкция соответствующих торговых блоков не позволяют установить на автоматы кассовую технику (см., например, постановление ФАС Московского округа от 8 ноября 2007 г. № КА-А40/11565-07 по делу № А40-20548/07-17-157).

 

Как оформить вендинг

 

Для того чтобы установить торговый автомат на чужой площади, их владельцам необходимо вступать в договорные отношения с собственниками помещения (как вариант – арендаторами или субарендаторами).

 

На практике сейчас наиболее распространены такие способы оформления взаимоотношений с контрагентами:

· договор аренды;

· договор оказания услуг (возмездного или безвозмездного);

· договор размещения.

 

Следует сказать несколько слов о каждом из них.

Так, договор аренды является для вендинга наиболее традиционным. С другой стороны, у сторон могут возникнуть сложности с определением конкретного предмета договора в соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса.

 

Помимо этого, к недостаткам договора аренды при вендинговой торговле можно отнести:

· необходимость государственной регистрации долгосрочного договора (более чем на год);

· обязательное получение согласия непосредственно у собственника помещения;

· возможные дополнительные издержки по налогам.

Договору оказания услуг посвящена глава 39 Гражданского кодекса. Здесь все относительно просто – ведь документу не обязательно содержать условия, позволяющие точно идентифицировать передаваемые в пользование помещения.

Одновременно не происходит передачи объектов недвижимости, что тоже удобно.

Более того, повторимся, что есть вариант заключения как договора возмездного оказания услуг, так и безвозмездного.

Что касается договора размещения, то положения о нем не конкретизированы гражданским законодательством. Однако этот факт не исключает возможности его заключения и использования по общим правилам на основании статьи 421 Гражданского кодекса.

По договорам размещения на практике чаще всего устанавливаются рекламные конструкции – например, билборды вдоль дорог или специальные рекламные полотна на зданиях.

К основным недостаткам договора размещения могут относиться следующие моменты:

· во-первых, недостаточный уровень компетенции чиновников может привести к излишнему вниманию со стороны контролирующих органов, что называется, «на ровном месте»;

· во-вторых, договор могут просто переквалифицировать в договор аренды, со всеми вытекающими отсюда последствиями вплоть до признания его недействительным в судебном порядке (см., например, постановление ФАС Московского округа от 10 декабря 2009 г. № КГ-А40/12815-09 по делу № А40-94259/08-23-802);

· в-третьих, юридический риск возникновения споров по моментам, которые прямо не урегулированы Гражданским кодексом (в связи с тем, что такого вида договора документом не предусмотрено, таких моментов может быть немало).

 

 

Заключаем договор на установку автомата правильно

О чем следует помнить, при заключении договора на установку торгового автомата?

 

Наиболее существенными аспектами будут:

· обозначение последовательности действий сторон, а также детализировать их права и обязанности;

· детализация условий договора (в частности, информации должно быть достаточно, чтобы точно идентифицировать торговое оборудование, а также правильно осуществить установку оборудования);

· определение субъекта, ответственного за сохранение вендингового аппарата;

· определение стороны, за чей счет страхуется торговый автомат;

· установить перечень оснований для расторжения договора и последствия подобного расторжения.

 

После заключения договора уже можно вплотную приступать к установке вендингового автомата и ведению бизнеса. Желаем удачи в этом начинании!

Резюме:

1. Вендинг подразумевает под собой процесс реализации через торговые автоматы. Интересно, что современные технологии позволяют продавать не только товары, но и услуги.
2. Вендинг-оператор, как правило, осуществляет весь спектр сопутствующих услуг. А именно: установку и ремонт оборудования (как выездной, так и через специальный сервисный центр), консультационное и информационное сопровождение.
3. На вендинг-торговлю в полной мере распространяются правовые положения российского законодательства о защите прав потребителей.
4. Все актуальные для покупателя сведения должны быть размещены на видном месте. Оптимальный вариант – наклейка на корпусе (желательно – не непрозрачной части) торгового автомата.
5. Договор розничной купли-продажи будет считаться заключенным уже с момента оплаты товаров. То есть с момента, когда покупатель вставил купюру в купюроприемник или опустил монету в соответствующий разъем.
6. При торговле через вендинговые аппараты использовать ККТ не нужно. Более того, конструкция соответствующих торговых блоков не позволяют установить на автоматы кассовую технику.
7. Для того чтобы установить торговый автомат на чужой площади, владельцам «торготронов» необходимо вступать в договорные отношения с ее собственниками (как вариант – арендаторами или субарендаторами).
8. На практике наиболее распространены договоры: аренду, оказания услуг (как на возмездной, так и безвозмездной основе) и размещения.
9. Договор аренды является для вендинга наиболее традиционным.
10. Договору оказания услуг посвящена глава 39 Гражданского кодекса.
11. Положения о договоре размещения не конкретизируются действующим гражданским законодательством.
12. При заключении выбранного типа договора надо учитывать целый ряд существенных моментов.

Комментирование закрыто.